Ведущие производители погрузчиков в Китае

Категория: Статьи

 

Еще несколько десятилетий назад коммунистический Китай расценивали как страну с отсталой экономикой, перспективы и возможности китайского рынка оценивались неправильно. На настоящий момент китайская продукция быстрыми темпами распространяется на мировом рынке, а страна стала привлекательной для иностранных инвестиций. Многие мировые производители техники стали активно осваивать Китай, открывать там собственные производства.

Первоочередной задачей для иностранных фирм, которые организовали свой бизнес в Китае, является ориентация на потребности, как китайских компаний, так и иностранных фирм, работающих в Китае. Лидирующие позиции в Китае занимают те иностранные компании, которые первыми основали свое производство в этой стране и смогли приспособиться к китайским условиям.

China Industrial truck Association (CITA) оценивает Китай, как один из крупнейших региональных мировых рынков в области техники. Последние годы были отмечены высокими темпами роста развития китайского рынка погрузчиков. Начиная с 2002 года, в Китае неуклонно растут темпы роста продаж фронтальных погрузчиков, а также вилочных погрузчиков. В эксплуатации находится более 300 тысяч вилочных погрузчиков, а их продажи в некоторых провинциях превышают тысячу единиц в год. Самым крупным из китайских рынков погрузчиков является Гуанчжоу в южно-китайской провинции Гуандунь. Темпы роста китайского рынка погрузчиков не только увеличились за последние годы, но и превысили европейские показатели за тот же период времени.

По мнению экспертов в 2009 году будет продано более 100 тысяч единиц спецтехники в Китае, большая часть которых придется на погрузчики с двигателями внутреннего сгорания. Продажи электропогрузчиков,  по мнению экспертов,  могут составить приблизительно 22 тысячи единиц. По мнению  CITA к 2010 году ожидается увеличение продаж вилочных погрузчиков в Китае до 120 единиц. Постепенно китайский рынок становится одним из самых больших азиатских сегментов рынка машиностроения и все более привлекательным для иностранных производителей погрузчиков. На иностранные компании в Китае приходится приблизительно 25% рынка погрузчиков. По данным CITA продажи вилочных погрузчиков иностранных производителей не только постоянно растут, но и превышают реализацию продукции машиностроения китайских производителей. Основными центрами размещения предприятий иностранных фирм в Китае являются Шанхай, Шаньдунь, Гуандун. В более благоприятном положении оказались предприятия тех фирм, которые раньше других начали свое производство в Китае. В начале своей деятельности эти фирмы имели меньше конкурентов, что дало им возможность не только быстро развиваться, но и получить большую долю китайского рынка. Тем не менее, на настоящий момент конкуренцию им создают не только европейские компании, которые активно стремятся на китайский рынок, но и местные компании по производству техники, развивающиеся в последние годы быстрыми темпами.

Одним из первых иностранных производителей, обративших свое внимание на перспективы китайского рынка, и основавшая там собственное производство погрузчиков стала немецкая фирма Linde Material Handling. Эта компания осуществила свои первые инвестиции в Китай еще 13 лет назад. На настоящий момент завод Linde (China) Forklift truck Corp., расположенный в г. Сямынь имеет 35 подразделений. Начальные инвестиции в завод составили 212 млн. долларов. Первыми клиентами фирмы в самом начале ее деятельности в Китае были иностранные фирмы, которые развивали в этой стране собственный бизнес и отлично знали качественную технику Linde Material Handling, так как использовали ее на родине. Постепенно ситуация менялась и сейчас среди клиентов этой компании, которая зарекомендовала себя как ведущего мирового производителя техники, имеются не только иностранные фирмы, но и государственные, и частные китайские компании.

Техника Linde Material Handling, в том числе и погрузчики, стоит довольно дорого, но отличается высоким качеством и надежностью. Приобретая погрузчики Linde Material Handling, клиенты этой компании получают не только отличную технику, но и возможность обслуживать ее в течение продолжительного времени за твердо установленную плату. Это делает ее привлекательной, в первую очередь, для тех клиентов, которым важно высокое качество приобретаемой техники и снижение затрат на ее эксплуатацию за счет обслуживания. 

Всех покупателей китайских погрузчиков можно условно разделить на две категории. В первую категорию входят покупатели, которые при выборе техники ориентируются, в первую очередь, на ее невысокую цену. Качество продукции для этой категории покупателей не является приоритетным критерием выбора. Таких покупателей не очень беспокоит и тот факт, что обслуживание и ремонт техники не высокого качества обходится достаточно дорого и оптимизировать материальные потоки в данном случае будет довольно затруднительно. Данная категория покупателей приобретает, в основном, технику местных производителей, которая  имеет невысокое качество, но при этом  является дешевой, по сравнению с высококачественной техникой иностранных производителей.

 

Вторая категория покупателей – это компании, которые ориентируются не столько на цену приобретаемой техники, сколько на стоимость ее обслуживания в ходе эксплуатации. Снижение затрат на эксплуатацию техники возможно только в том случае, если она обладает высоким качеством и надежностью. На эту категорию покупателей приходится примерно четверть как национальных, так и иностранных компаний, которые уделяют большое внимание оптимизации затрат и не экономят на развитии логистики.

Прирост клиентов в обеих категориях на настоящий момент приблизительно равен, но эта ситуация постепенно меняется в пользу роста числа клиентов ориентированных на качество техники. Причинами роста числа покупателей второй категории является стабилизация и рационализация китайского производства, которое начинает все больше внимания уделять оптимизации затрат и развитию логистики. 
По данным CITA, которые озвучил на ежегодной встрече в Rancho Mirage ее президент Су Эний, рост продаж погрузчиков иностранных компаний-производителей составил 17,26%, а рост продаж спецтехники китайских производителей составляет 10,7%.  Значительную конкуренцию иностранным производителям составляют компании Hangzhou Forklift truck Group, Anhui Forklift truck Group (марка Heli) и Dalian Forklift truck Corp, которые являются ведущими китайскими производителями вилочных погрузчиков. В качестве одной из мер борьбы с конкуренцией иностранные фирмы-производители, такие как южнокорейская Hyundai и японская TCM, стали предлагать свою технику на китайском рынке по более низким ценам. Тем не менее, данные о низкой стоимости японской техники  TCM на китайском рынке не являются полностью достоверными. Ведущими мировыми компания стала выпускаться продукция, разработанная специально для китайского рынка. Японская компания ТСМ начала выпуск дешевых погрузчиков ATF, которые были разработаны для удовлетворения нужд китайских потребителей. Техника  ТСМ имеет отличное качество и высокую стоимость, что делает ее недоступной для многих покупателей. Техника ATF выпускается на базе погрузчиков ТСМ. Снижение стоимости этой техники осуществляется за счет значительной части китайских агрегатов, используемых при ее производстве, при этом качество техники ATF остается достаточно высоким. Такой вариант техники стал своеобразным компромиссом между высококачественной и дорогой техникой ТСМ и дешевыми китайскими погрузчиками. Покупатели, желающие приобрести технику компании ТСМ, могут сделать это по более низким ценам, приобретая погрузчики серии ATF. Несмотря на то, что ведущие мировые производители погрузчиков, работающие в Китае, начали выпуск более дешевой техники в их цели не входит конкуренция в сегменте рынка, охватывающем дешевую технику. Такие производители, как Linde или ТСМ не только ориентируются в первую очередь на выпуск качественных, но дорогих погрузчиков, но и постоянно пропагандируют выгоды от их приобретения, которые становятся заметными в процессе эксплуатации и обслуживания данной техники. Ведущие мировые производители погрузчиков, работающие в Китае, были вынуждены адаптировать к китайскому рынку свои инструменты маркетинга, но при этом приоритетными направлениями их деятельности остаются высокое качество производимой техники, стабильная стоимость ее обслуживания и снижение расходов, затраченных в процессе эксплуатации погрузчиков. В рамках этой стратегии, немецкая компания Linde предлагает 10-летнюю гарантию на выпускаемую продукцию. Предприятия Linde, работающие в Китае, выпускают противовесные вилочные погрузчики грузоподъемностью 1,5 – 3 тонны. Среди модельного ряда вилочных погрузчиков Linde имеется как техника с дизельными двигателями, так и электрические погрузчики, на которые устанавливаются иностранные двигатели и трансмиссия. Вся техника отличается высоким качеством, а продолжительный срок гарантийного обслуживания позволяет значительно снизить расходы на ее эксплуатацию. Широкий диапазон выпускаемых погрузчиков позволяет  удовлетворять спрос на качественные погрузчики со стороны китайских покупателей.

Одним из основных конкурентов Linde в Китае является предприятие Hyster China, которое было построено в Шанхае. Hyster China развивается быстрыми темпами. После приобретения ею китайской компании Shanghai Pufa, они стали частью  известной американской группы Nacco Materials Handling Group (NMHG), которая выпускает три бренда погрузчиков Hyster, Yale и Shinko. На китайском рынке продукция NMHG представлена погрузчиками только под брендом Hyster. Завод Hyster выпускает погрузчики с грузоподъемностью 1,5 – 3 тонны и приводами обоих типов. Погрузчики Hyster отличаются высоким качеством, за счет того, что вся техника комплектуется японскими силовыми передачами и двигателями Yanmar. В планы компании входит налаживание в Китае производства не только погрузчиков, но и контейнерных штабблеров и ричстакеров, которые обладают грузоподъемностью более 8 тонн. Также в перспективе налаживание производства складской грузоподъемной техники. Производство в Китае различных видов и моделей техники позволит обеспечивать практически полное удовлетворение местных нужд.

 

Китайские двух и трехтонные погрузчики, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, а также работающие на электроприводе вилочные тележки производятся на предприятиях 50 небольших региональных компаний, таких как Hytsu, Xilin, Ningbo Ruyi, Dingli и другие, но основная часть погрузчиков выпускается на заводах крупнейших китайских компаний Anhui Heli, Hangzhou и Dalian. Компаниям Anhui Heli и Hangzhou на 2005 год принадлежало около 60% китайского рынка. Ведущие китайские производители погрузчиков оснащают свою технику импортными двигателями, что позволяет обеспечить ее высокое качество. Одним из катализаторов собственного китайского производства вилочных погрузчиков является успешная деятельность в Китае иностранных фирм, таких как Hyster, Linde и других. Управляющий директор Hyster China КХ Хонг высказал мнение, что конкуренция между иностранными и китайскими производителями погрузчиков приведет к повышению качества техники местных производителей, в то время, как иностранные производители будут вынуждены снижать цены на свою технику при сохранении ее высокого качества. Такая конвергенция позволит сделать технику как китайских, так и иностранных производителей в Китае более конкурентоспособной и обеспечит оптимальное соотношение цена-качество.

С 1997 года в Китае начала работать компания Tailift, созданная в 1976 году в Тайване. Руководство компании заявляет, что за время своего существования на китайском рынке компании удалось продать больше автокаров, чем одной из крупнейших китайских фирм-производителей Dalian. Согласно статистическим данным, предоставленными аналитиками компании  Tailift, рост продаж погрузчиков этой компании в Китае неуклонно растет. Завод Tailift в Jiaozhou в провинции Шаньдунь выпускает погрузчики, 70% которых реализуется на китайском рынке, а 20% идет на экспорт. В год на этом заводе выпускается приблизительно 5 тысяч погрузчиков. С 1998 года Tailift начала выпуск собственных силовых передач, которыми оснащаются погрузчики грузоподъемностью 1,36 и 3,63 тонны. Эти модели погрузчиков имеют двигатели внутреннего сгорания и комплектуются массивными или пневматическими шинами. Выпуск собственных силовых передач взамен дорогих коробок передач ZF, которыми погрузчики оснащались ранее, дал Tailift значительное преимущество перед китайскими производителями, за счет того, что при высоком качестве техники ее стоимость была снижена. на погрузчики, экспортируемые в США, устанавливались силовые передачи, произведенные в Китае, но их качество было недостаточно высоким и они не могли функционировать должным образом, что вызывало определенные проблемы. Основные проблемы в эксплуатации возникали в связи с гидротрансформаторами. Компания Tailift направила на стажировку в Германию и Японию своих инженеров и вскоре, благодаря этому, смогла развивать собственную конструкторскую базу и организовать собственное производство силовых передач и других комплектующих. На настоящий момент в Тайване выпускаются коробки передач, системы гидрораспределения, управляемые мосты для погрузчиков, которые поставляются на китайские заводы.

По данным аналитического отдела Tailift, 29% доли китайского рынка приходится на продукцию компании Heli, 24% - Hangzhou, 6,3% китайского рынка погрузчиков принадлежит собственно Tailift. В дальнейшем компания планирует производство собственных двигателей для погрузчиков, но из-за сложности такого агрегата данное направление для Tailift в настоящий момент не является приоритетным.

Мнение Tailift относительно превосходства ее техники над продукцией китайских лидеров Heli, Hangzhou и Dalian разделяют не все эксперты. По мнению руководителя департамента экспорта Dalian Forklift, ведущие китайские производители имеют партнеров среди производителей техники с мировым именем. Партнером Dalian Forklift является Mitsubishi и благодаря этому сотрудничеству Dalian постоянно усовершенствует и модернизирует собственную продукцию, улучшает ее качество, выпускает новые модели и модификации погрузчиков. Китайская компания Dalian Forklift обладает большим техническим потенциалом, благодаря чему компания освоила выпуск полной линейки погрузчиков, оснащенных вилочными и спейдерными захватами и имеющих грузоподъемность до 45 тонн. Помимо этого на производственных площадях Dalian Forklift с 2005 года выпускаются автопогрузчики под маркой Mitsubishi-Dalian. Японская компания Mitsubishi является одним из мировых лидеров по выпуску различной техники и огромное внимание уделяет соблюдению стандартов качества. Ее совместная работа с Dalian Forklift является фактом, подтверждающим признание высокого уровня производства и качества продукции китайской компании.

Все эти данные являются свидетельствами быстрых темпов роста китайских производителей техники, которые сокращают свое отставание от мировых лидеров и постепенно становятся с ними в одни ряд.

Для иностранных компаний, которые работают в Китае, важным моментом является знание методов управления местными трудовыми ресурсами. Особенности управления людскими ресурсами в Китае отмечает руководитель Tailift Лю Сан, который подметил, что для эффективной работы предприятий их руководство должно осуществляться непосредственно в Китае, а не из-за рубежа, чтобы обеспечить контроль над работой и следование технологии производства техники. Поэтому иностранные компании, работающие в Китае, вынуждены оставлять в стране своих руководителей, которые ведут китайский бизнес и обеспечивают контроль над работой заводов. Все заводы, принадлежащие в Китае компании Tailift, управляются тайваньским персоналом. Также Лю Сан отмечает, что труд китайских рабочих является дешевым, но должен находиться под постоянным контролем руководства, так как просто обучить китайский персонал недостаточно.

Подобное мнение подтверждает и руководство немецкой компании Linde, которое отметило, что европейцам в Китае подчас бывает трудно разобраться в том, кто и за что отвечает. Китайское производство отличается своей организацией. Здесь европеец не найдет привычных для него отдела продаж, отдела логистики и т. д., каждый из которых имеет собственный функции и обязанности и является частью общей организации производства.

Под маркой Xilin (фирма Ningbo Ruyi Joint Stock) выпускают не только погрузчики, но и большой ассортимент тележек, штабелеров, подъемных столов, простейших грузоподъемных приспособлений

Тем не менее, мнение руководства  Tailift и  Linde разделяется не всеми компаниями, давно и успешно работающими на китайском рынке. Противоположное мнение высказывает руководство китайского подразделения Hyster, которое принадлежит компании Ningbo Ruyi Joint Stock и выпускает под брендом Xilin погрузчики, тележки, штабблеры, грузоподъемные приспособления. Руководство Hyster утверждает, что у компании не возникло проблем с подготовкой китайских специалистов. Руководители Hyster отмечают некоторые особенности китайской культуры, к которым вынуждены приспосабливаться европейцы, желающие основать в Китае свой бизнес. В Китае, в отличие от Европы, нужно больше общаться с клиентами. Заказ выполняется несколько медленнее, чем в Европе. Такое положение дел полностью соответствует китайскому менталитету, и вместо того, чтобы подталкивать сотрудников китайских подразделений компании к быстрому выполнению своих функций, стоит принять китайские особенности и менталитет как данность.

За последние десятилетия Китай претерпел значительные изменения. Если раньше государственные компании работали в неконкурентной среде, то на настоящий момент они стали все чаще сталкиваться с конкуренцией со стороны небольших, но динамично развивающихся частных компаний, которые быстро приспосабливаются к изменению рыночных условий и вносят в свою деятельность изменения, продиктованные требованиями рынка. Такое положение дел подталкивает к развитию государственные предприятия. Особенностью китайского производства напольного транспорта, подмеченной президентом CITA является устаревшее оборудование, на котором работает значительное количество местных заводов, поэтому уровень технологии не соответствуют современным требованиям. Еще одной особенностью китайского производства техники, которая вызывает серьезные проблемы, является отсутствие в Китае технологий по обмену информацией. Также президент CITA отметил, что конкуренция китайских производителей техники не всегда является добросовестной в области ценовой политики, что не может не сказаться на качестве выпускаемой продукции.