Группа компаний

Продажа спецтехники из Китая

Москва:

8 (903) 130-09-75

Благовещенск:

8 (4162) 58-88-55


Звонок бесплатный!

BBshina - продажа грузовых и спецшин

«Китайцы» на российском рынке автомобилестроения


На российском рынке на настоящий момент продукция китайских грузовиков занимает незначительную часть. Китайские компании в продвижении своей продукции на иностранные рынки, в том числе и на российский рынок, преимущественно используют не рыночные, а административные инструменты. Отечественные производители грузовиков на настоящий момент времени значительно уступают иностранным производителям по целому ряду показателей. Среди продукции китайских компаний, на российском рынке пользуется популярностью грузовик HOWO, который имеет все шансы потеснить не только продукцию отечественного автопрома, но и  продукцию ведущих европейских компаний.

На российском рынке основным сегментом, который активно осваивается иностранными производителями, не только европейскими, но и корейскими и китайскими, является сегмент малотоннажных грузовиков. Конкуренция иностранных фирм в сегменте средних и тяжелых грузовиков более заметна в азиатской части России.

За последние годы доля российских компаний и компаний стран СНГ на российском рынке неуклонно снижается, что не может не вызывать определенные опасения со стороны экспертов. Многие российские заводы имеют ограниченные возможности по наращиванию своих производственных мощностей. В ситуации, когда развитие в России тех отраслей промышленности, которые требуют грузовой техники, росло быстрыми темпами, собственные производители не могли справиться с все увеличивающимся спросом. Именно в этот момент на российский рынок наряду с отлично зарекомендовавшими себя европейскими автомобилями, пришла китайская спец техника.

Легкие коммерческие грузовики

На настоящий момент передовые позиции в отечественной грузовой технике занимают LCV (light commercial vehicles), к которым относятся автомобили, полная масса которых не превышает двух тонн. Доля такой техники на российском рынке составляет около 70%. Данный сегмент рынка быстро развивается, а динамика его роста превысила средние показатели на 5%. В целом, по мнению экспертов, доля сектора LCV на российском рынке уже к 2010 году будет составлять 70%.

В структуре отечественных заводов малотоннажные грузовики также занимают лидирующие позиции и составляют примерно 67 – 68% от общего производства грузовых автомобилей. Доминирует в данном сегменте рынка отечественная «Группа ГАЗ», которая выпускает различные модели, в том числе «ГАЗель», «Валдай», «Соболь», которые пользуются популярностью среди покупателей. В этом сегменте рынка наблюдается рост продаж отечественной техники. Тем не менее, активное проникновение на российский рынок иностранных производителей приводит к тому, что российские компании, в том числе и ГАЗ, сдают свои позиции. Основную опасность для российских производителей в сегменте рынка малотоннажных грузовиков представляет продукция китайских и корейских компаний. Китайские и корейские грузовики имеют не высокую цену, которая делает их доступными для российских потребителей. Кроме того, в последние годы наметилась тенденция к повышению качества корейских и китайских грузовиков, что делает их конкурентоспособными на российском рынке. Доля иностранных производителей в сегменте малотоннажных грузовиков на российском рынке достигла 11% и, по мнению экспертов, будет увеличиваться.

В крупных городах, где качество и надежность автомобиля, снижение затрат на его эксплуатацию, обслуживание, ремонт становятся приоритетными критериями в выборе техники, продукция ГАЗ очень активно вытесняется различными иномарками. Примером такого положения дел может служить то, что один из крупнейших в Москве пассажирских перевозчиков «Автолайн» пополняет свой парк не отечественными автомобилями, а фургонами иностранных производителей с мировым именем, таких, как Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter. Высокий спрос на иномарки наблюдается и среди других автоперевозчиков, которые, в первую очередь, оценивают эксплуатационную стоимость и надежность автомобилей, а не их невысокую цену.

Продукция ГАЗ остается востребованной только среди государственных потребителей, таких как станции скорой помощи, инкассаторские службы и т. п., которые пополняют свой автопарк за счет автомобилей отечественного производства.

Среднетонажные грузовики

На 2006 год объем российского рынка большегрузных автомобилей составлял приблизительно 100 тысяч единиц. В этом сегменте рынка наблюдается рост, который в среднем составляет 5%. Такое мнение высказали эксперты крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей МАН.

В данном секторе рынка, по мнению большинства экспертов, наблюдается стабильный объем. Некоторые эксперты высказывают мнение о возможном дальнейшем росте производства среднетонажных грузовиков. В сегменте среднетонажных грузовиков экспертами прогнозируется самая острая конкуренция между продукцией отечественных производителей и иностранными компаниями. В качестве одного из методов борьбы с конкуренцией иностранных компаний ГАЗ сменил в 2008 году свой модельный ряд, но удастся ли российской компании за счет этого оставаться на лидирующих позициях неизвестно. В этом сегменте рынка наблюдается постоянный рост импортной продукции, которая обладает высоким качеством и надежностью, низкой эксплуатационной стоимостью, легкостью обслуживания за счет развитой сети станций технического обслуживания. Огромную конкуренцию отечественным производителям составляет китайская техника, несмотря на то, что на данный момент она имеет преимущество перед отечественной техникой в основном в цене.

Тяжелые грузовики

На протяжении пяти лет российский рынок тяжелых грузовиков имеет высокие темпы роста. Среднегодовой рост объемов продаж в данном сегменте рынка составляет 18,3%. Тем не менее, доля импортной техники в сегменте тяжелых грузовиков неуклонно растет. Увеличивается объем поставок импортных грузовиков, как новых, так и с пробегом. Общая доля сегмента тяжелых грузовиков составляет 14 – 15%. Лидерами являются отечественные компании «Урал» и КамАЗ». Тем не менее, наблюдается тенденция сокращения доли грузовиков отечественных производителей в пользу импортной продукции.

Государство принимает различные меры, направленные на то, чтобы поддержать производство отечественных автомобилей. Одной из таких мер является повышение таможенных пошлин, которые коснулись автомобилей различных возрастных групп. Последними попали в группу автомобилей, на ввоз которых были повышены таможенные пошлины, стали грузовики старше 7 лет. Данная мера, которая должна была обеспечить повышение конкурентоспособности отечественных автомобилей и увеличение спроса на них, была введена не вовремя. В 2005 году в России активно развиваются различные отрасли производства, требующие использования тяжелых грузовиков, в том числе и строительство. Российские производители не смогли справиться с все увеличивающимся спросом на данную продукцию, что привело к возникновению на рынке тяжелых грузовиков очередей.

На настоящий момент экспертами «КамАЗ» был отмечен устойчивый спрос на полноприводные грузовики, которые имеют осевую нагрузку 6 – 10 тонн. В первую очередь, подобное положение дел связано с быстрыми темпами развития нефтегазовой отрасли. Наблюдается увеличение спроса и на такие виды техники, как контейнеровозы, тягачи, автопоезда. Тяжелая техника используются не только в различных отраслях промышленности, но и для организации грузоперевозок различной дальности. Для грузоперевозок внутри страны используются грузовики средней грузоподъемности. Основным критерием выбора такой техники среди покупателей является их невысокая цена. Так как российские грузовики полностью отвечают этому критерию, их позиции в данном сегменте являются более выигрышными, по сравнению с иностранной техникой.

Экспертами предсказывается рост сегмента автомобилей большой грузоподъемности, который, в первую очередь, связывается с увеличением объема грузоперевозок после вступления России в ВТО. В данном сегменте рынка в более выигрышном положении оказываются грузовики иностранных производителей, так как продукция отечественного автопрома уступает им в целом ряде критериев. Приблизительно 70% сегмента тяжелых грузовиков приходится на новые и подержанные автомобили иностранного производства, так как многие компании-перевозчики предпочитают отказываться от использования отечественных автомобилей, которые не всегда соответствуют нормам Евро-2, в пользу продукции иностранных компаний. 

Причины популярности китайских грузовиков

В последние годы в самых крупных сегментах российского рынка быстрыми темпами увеличивается доля иностранной, в том числе и китайской, грузовой техники. Среди российских потребителей популярностью пользуются такие китайские грузовики, как HOWO, Dong Feng, CAMC, FAW, FOTON, самосвалы SHAANXI и другие. Продукция многих китайских компаний выпускается по технологиям ведущих мировых производителей тяжелой грузовой техники. Так грузовики HOWO выпускаются по технологиям Volvo, Dong Feng – по технологиям Nissan, CAMC – в соответствии с технологиями Mitsubishi. Еще несколько лет назад китайская техника была практически неизвестна, а на данный момент составляет значительную конкуренцию российским производителям.

Одной из причин роста спроса на китайские грузовики является соотношение цена-качество. Китайские грузовики имеют не высокую стоимость и при этом обладают качеством европейских автомобилей. Продукция китайских компаний выпускается на основе передовых технологий. Китайские производители копируют детали от японских и европейских производителей, чем обеспечивают высокое качество своей техники. Например, китайские грузовики  FOTON не только выпускаются с использованием японских технологий, но и оснащаются высококачественными и надежными оригинальными двигателями Isuzu и Perkins. Дизайн китайских автомобилей также, во многом, перенят у ведущих мировых производителей тяжелой грузовой техники.

Китайские компании представляют на рынке России практически всю модельную линейку. Среди китайских грузовиков, поставляемых на рынки России, имеются автомобили практически любой грузоподъемности, которые имеют различный набор как технических характеристик, позволяющий значительно расширить спектр их применения и полностью подстроиться под требования потребителей. На российский рынок китайскими производителями поставляются не только грузовые автомобили, но и различная спецтехника. Китайские производители адаптируют свою технику под нужды покупателей, как различной платежеспособности, так и требовательности. Китайцы отлично справились с основной проблемой российского рынка – задержками поставок. Сроки поставок отечественной техники весьма значительны и в среднем составляют 60 – 90 дней. Задержки поставок могут быть связаны с различными причинами, в том числе и с государственными заказами, которые являются для производителей приоритетными, и поставки частным компаниям при поступлении госзаказа отодвигаются на неопределенный срок.

Еще одним фактором, обеспечившим высокую популярность китайской спецтехники на российском рынке, является низкая эксплуатационная стоимость. Китайские производители дают гарантию на свою технику, на нее распространяется послегарантийное обслуживание в российских автосалонах. Подобные условия распространяются автосалонами и на отечественные грузовики, разница в эксплуатационной стоимости обеспечивается за счет того, что китайская техника требует ремонта реже, чем отечественная.  
Все эти факторы обеспечивают устойчивый рост популярности и высокий спрос на китайскую технику.

К преимуществам спецтехники Китая по сравнению с отечественными грузовиками также можно отнести и их комплектацию. При одинаковой весовой и ценовой категории автомобиля, в комплектацию китайского грузовика входят гидроусилитель руля, галогенные фары, ABS, усиленная колесная база и т. д. Отличными характеристиками обладает и дизайн и комплектация кабины китайских грузовиков, которая обеспечивает повышенный комфорт для водителя. В кабине имеется обогреватель, кондиционер, электростеклоподъемники и многое другое. Комфортабельность и эргономичность кабины остаются вне конкуренции по сравнению с продукцией отечественного автопрома.

По желанию заказчика может быть сконструирована сдвоенная кабина, шасси может быть переоборудовано в соответствии с тем, каким образом планируется использовать грузовик. На базе одного грузовика может быть сделал автофургон, автомагазин, рефрижератор, подъемный кран и многое другое. Все зависит только от требований и пожеланий клиента.

Вытесняет китайская техника с российского рынка и грузовики с пробегом от ведущих мировых производителей. Китайская техника конкурентоспособна по цене. Автомобиль с пробегом, даже от ведущих производителей, может принести с собой множество проблем, вызванных ее эксплуатацией ранее. Китайские грузовики являются новыми и не несут с собой багаж проблем от предыдущего владельца. Возможность для снижения цены китайских грузовиков имеется и при пересечении границы. Китайский грузовик, который идет через дальневосточный таможенный канал, просто оформляется как подержанный автомобиль, что позволяет снизить его цену. Но серьезной конкуренции грузовикам от ведущих мировых производителей китайская техника на данный момент составлять не может. Китайские грузовики уступают продукции европейских производителей, как по техническим характеристикам, так и по своей надежности и безопасности. Основную конкуренцию китайские грузовики составляют продукции отечественного автопрома, продукции из стран СНГ и, в некоторой степени, корейской продукции.

На распространение китайской техники влияет и территориальный фактор. При огромной площади нашей страны грузовики от европейских производителей распространяются, в основном, в Московской и Ленинградской областях. Доля грузовиков в этом регионе составляет 75% от всей импортируемой продукции автомобилестроения. На остальную часть Российской Федерации приходится 25% импортируемых автомобилей. Поэтому на Урале, в Сибири, Дальнем Востоке китайская техника пользуется стабильно высоким спросом, так как ее поставки значительно проще.

Сеть технического обслуживания

При выборе грузовика одним из важных факторов является развитая сеть технического обслуживания. Несмотря на то, что импорт китайских грузовиков в Россию неуклонно растер, развитой сети технического обслуживания китайской техники в России нет. В перспективе, данная ситуация изменится, но на данный момент этот фактор является сдерживающим при выборе китайской техники. Гибкость китайских производителей делает доступной быструю поставку необходимых запчастей для потребителей сибирского и дальневосточного регионов.

Еще одной из причин популярности импортной техники является возможность использовать различные лизинговые схемы, которые позволяют приобрести новый автомобиль с минимальными первоначальными капиталовложениями. Эксплуатационные затраты на обслуживание импортных грузовиков являются достаточно ровными, в то время, как расходы на эксплуатацию отечественной техники быстро возрастают. Если подобная тенденция будет справедливой и в отношении китайских грузовиков, то лизинговые схемы будут востребованными. Эти данные будут получены совсем скоро, когда покупатели китайских грузовиков сделают свои выводы об их качестве, а салоны на основе опросов смогут провести серьезные тест-драйвы китайской техники.

Компромиссным решением в создавшейся ситуации, когда китайская техника быстро вытесняет отечественную, могла бы стать организация совместных производств. На настоящий момент подобное слияние имеется в небольших масштабах. Российская компания «Автокор» совместно с китайской корпорацией Yuejin Motor Corporation наладила выпуск грузовиков малого и среднего класса, но объемы исчисляются несколькими тысячами единиц.

Завод УАЗ осуществляет сборку японских грузовиков Isuzu. К 2010 году планируется выпускать 70 тысяч китайских грузовиков  BAW в Ульяновске. В рамках открытия Года Китая в России было подписан меморандум между китайской компанией  China First Automobile Group Corp. и российским заводом «Автомобили и моторы Урала». Сотрудничество предполагает выпуск среднетонажных автомобилей с использованием комплектующих  FAW. Если на первом этапе планируется выпускать от 500 до 1000 единиц в год, то к завершению третьего этапа сотрудничества предполагается выйти на производственные мощности 5 – 8 тысяч автомобилей.
На XI международном экономическом форуме, который проходил в Санкт-Петербурге, было заявлено о соглашении между китайской компанией Beijing Automotive Industry Holding и ульяновской «АМС-Групп». Соглашение должно было стать основой для строительства завода по производству китайских грузовиков. Несмотря на то, что данное соглашение было заявлено в программе форума, оно так и не было подписано, так как между сторонами оказалось много нерешенных вопросов.

Открытие китайских производств на территории России не исключено, но российское правительство более открыто по отношению к производству на территории страны европейских автомобилей, так как, по сравнению с китайскими, они в полной мере соответствуют экологическим требованиям. Китайские производители, со своей стороны, желали бы не просто открыть производство своих автомобилей в России, а хотя бы частично контролировать технологический процесс и коммерческую деятельность заводов, на которых осуществляется сборка. Российские производители готовы создавать совместные производства только при условии приобретения ими технологического цикла.

Таким образом, организация совместного российско-китайского производства грузовой техники имеет множество нюансов и противоречий, и на данный момент в рыночных масштабах осуществляться не может.

Российской компанией ГАЗ в 2006 году была приобретена английская компания LDV Holdings. ГАЗ приобрел все конструкторские и производственные ресурсы на производство грузовиков Maxus, которые позволят наладить в России производство современных грузовиков на основе новейших технологий и развивать в России современный автомобильный бизнес. На первом этапе планировалось импортировать грузовики из Англии, а затем построить производственные мощности в Нижнем Новгороде и наладить выпуск  грузовиков Maxus непосредственно в России.

Подобной стратегии развития придерживается и еще один российский гигант –  КамАЗ. Одной из стратегий является создание совместных производств с иностранными производителями комплектующих. На КамАЗе работают такие совместные производства, как «ЦФ КАМА», выпускающее коробки передач Zahnrad Fabrik и «КАММИНЗ КАМА», на котором освоено производство двигателей.  Руководство КамАЗ продолжает переговоры с европейскими производителями по созданию других совместных предприятий. 
Совместные производства охотно запускаются не только гигантами российского автопрома, такими как КамАЗ или ГАЗ, но и мелкими предприятиями, которые готовы осуществлять совместный выпуск иностранной техники.

На территории России появляются и новые сборочные автопроизводства. Руководство российских автопредприятий, как признанных лидеров и гигантов, так и не больших заводов, относится к данному факту довольно спокойно. Активное продвижение иностранной, в том числе и китайской, техники остановить невозможно и выходом из создавшегося положения являются совместные производства, которые помогут обратить конкурентов в партнеров.